Миниатюра. Члены королевской семьи играют в гольф на St.Andrews - 1798 г.
На
звание родины гольфа претендуют многие страны. К примеру, в Голландии
был очень популярен kolven (правда, в него играли на льду), у римлян
была похожая на гольф игра "паганика”, которая могла перейти от них в
Британию в 400 году новой эры. Китайцы полагают, что прародительницей
современного гольфа была древняя игра "гуй ван”, широко
распространенная в Поднебесной в III–II веках до нашей эры. Существуют
свои версии у французов и бельгийцев.
И
тем не менее родиной классического гольфа считается маленький
шотландский городок Сент-Эндрюс, названный по имени покровителя города,
святого Андрея, чья гробница находится в полуразрушенном соборе,
построенном около шести веков назад. Кстати, на одном из витражей этого
старинного собора можно разглядеть изображение человека с клюшкой в
руках.
Под
Этикетом подразумеваются правила вежливости и порядок на полях, а также
забота о состоянии полей. Хотя нижеследующие пункты и не являются
собственно "Правилами", однако составляют важную часть игры. Не стойте близко к игроку, производящему удар, и не отвлекайте его движениями либо разговором. Воздержитесь от игры, пока идущая впереди группа не удалилась на безопасное расстояние. Никогда не задерживайте игру. Освободите "паттинг-грин" сразу же после того, как все игроки вашей группы прошли лунку. Пропускайте вперед группы, играющие быстрее вас. Восстанавливайте дерн. Разравнивайте следы в бункерах. Не становитесь на линию паттинга другого партнера. Не вносите клюшки на паттинг-грин. Флаг вставляйте на место аккуратно.
Терминология СВИНГ
(swing) - основное движение удара всеми клюшками кроме паттера. Свинг
состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно
удара и завершения. ДРАЙВ (drive) - удар драйвером. ДРО (draw) -
удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно
отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой) ПИТЧ (pitch) - недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится. ПУЛ (pull) - удар, после которого мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой). ПУШ (push) - удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой). ПАТТ (putt) - катящийся удар, выполняемый на грине. СЛАЙС
(slice) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого
значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). ФЕЙД
(fade) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно
отклоняется вправо (для игроков с правосторонней стойкой). ХУК
(hook) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого
значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). ШЕНК (shank) - удар "пяткой" клюшки, после которого мяч летит в сторону. ЧИП
(chip) - невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается
относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в
непосредственной близости от грина. Клюшки
АЙРОН,
ЖЕЛЕЗКА (iron) - клюшка с плоским крюком. Стандартный набор айронов
включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-й, а также питчинг-ведж и
санд-ведж. ВУД, ДЕРЕВЯШКА (wood) - клюшка с большой головкой. Чем
больше размер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной
поверхности. Обычно в бэге игрока три вуда -№1 (драйвер), №3 и №5. ДРАЙВЕР
(driver) - (также вуд №1) - клюшка для самого далекого удара, имеющая
наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку. ПАТТЕР (putter) - клюшка для патта. ПИТЧИНГ-ВЕДЖ (pitching wedge, PW) - клюшка айрон, следующая в наборе после номера 9. СЭНД-ВЭДЖ
(sand wedge, SW) - клюшка айрон, следующая в наборе после
питчинг-веджа. Чаще используется для выбивания мячей из бункеров. Счет ПАР
(par) - условный норматив, постоянно используемый для подсчета
результата и оценки уровня игроков. Пар - это количество ударов,
которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при
удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если
расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на
грин одним ударом, если оно не больше 400 метров - двумя ударами, а
если больше - то тремя ударами, Если мяч попал на грин, хорошим
результатом считается попадание в лунку с двух ударов. Таким образом,
первый тип лунок будет называться "пар 3", второй - "пар 4", а третий -
"пар 5". Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как
правило, равный 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что
игрок может показать результат и выше и ниже пара. Соответственно, его
результат будет иметь знак "+" или "-". Например, если игрок на лунке
длиной 150 метров сделал 5 ударов, то его результат можно назвать "плюс
2" (количество ударов 5, минус пар лунки 3). АЛЬБАТРОС (albatross) - количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар этой лунки (на лунках с пар 5) БЕРДИ, (birdie) - количество ударов на одной лунке на один меньше чем пар. БОГГИ (bogey) - количество ударов на одной лунке на один больше чем пар. ДВОЙНОЙ (тройной, четверной БОГГИ) - количество ударов на одной лунке на два (три, четыре) больше, чем пар. ИГЛ (eagle) - количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки. ХОУЛ-ИН-УАН
(hole-in-one) - Попадание в лунку ударом с ти с одного удара. Бывает
очень редко, вероятность попадания у "среднего" игрока 1 к 46 000.
Иногда на соревнованиях за это устанавливают специальные призы. Поле БОКОВАЯ ВОДНАЯ ПРЕГРАДА (lateral water hazard) - преграда обозначенная красными колышками. БРЕЙК (break) - специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону. БУНКЕР
(bunker, sand trap) - песчаная ловушка, специально сделанная на поле
чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на
фервеях или рядом с гринами. ВОРОТНИК, "КОЛЛАР" (collar) - участок поля вокруг грина, постриженный короче фервея, но выше грина. ГРИН (green) - участок с самой короткой травой непосредственно вокруг лунки. ДИВОТ (divot) - кусок дерна выбитый при ударе. ЛУНКА (hole) - 1- углубление в грине, в которое загоняется мяч; 2 - целиком одно игровое поле от ти до грина включительно. МАРКЕР (marker) - 1 - кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2 - счетчик, судья, считающий удары игрока. ПРЕГРАДА
(hazard) - элемент игрового поля, специально сооруженный или умышлено
оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру. ПРЕПЯТСТВИЕ
(obstruction) - предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не
должен находится на поле по замыслу архитектора. В соответствии с
правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или
перенести мяч в другую точку. ПРЯМАЯ ВОДНАЯ ПРЕГРАДА (regular water hazard) - преграда обозначенная желтыми колышками. РАФ (rough) - участок высокой травы специально оставленной по бокам от фервея. Мяч попавший раф значительно труднее выбить. ТИ
(tee) - 1 - подставка из дерева или пластмассы, на которую разрешается
ставить мяч, чтобы выполнить первый удар на каждой лунке; 2 - площадка
на поле (обычно приподнятая) откуда начинается игра на каждой лунке. ФЕРВЕЙ (fairway) - участок с травой средней длины, занимающий большую часть игрового поля между ти и грином. Прочее БЭГ (bag) - сумка для клюшек. ГРИНКИПЕР (greenkeeper) - служащий, ухаживающий за газоном поля. КАР (car, buggy) - небольшой электрический или бензиновый автомобиль для передвижения по полю. КЭДДИ (caddy) - помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры. МАРШАЛ (marshal) - официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета. МАТЧ
(match play) - матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в
гольфе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке,
а побеждает гольфист, выигравший больше лунок. ПГА (PGA) -
Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкторов
(клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре
(турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих
гольф, в том числе и в России. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТУР (PGA Tour) - цикл профессиональных соревнований, проходящих в течение года.
Стандартное
поле для гольфа насчитывает 18 лунок. И это единственное, что
объединяет все поля для гольфа. Потому что, как истинный шедевр, каждое
из них неповторимо и имеет свое лицо (характер дерна, высота травы,
размеры бункеров, водных преград). Различают два типа полей: Parkland. Неотъемлемую часть ландшафта составляют деревья в большом количестве. В основном проектируются архитекторами. Links.
Чаще всего являются уникальным природным ландшафтом. Характеризуются
наличием множества песчаных дюн и обычно расположены на морском
побережье.
Правила игры Основные положения Перед началом раунда сделайте следующее: прочитайте Местные правила на счетной карточке; поставьте
на мяч идентификационную метку. Многие гольфисты играют одной и той же
маркой мячей, и, если вы не смогли идентифицировать свой мяч, он
считается потерянным. сосчитайте свои клюшки, разрешено иметь максимум 14 клюшек. Во
время игры не спрашивайте совета ни у кого, кроме вашего партнера или
кэдди. Не давайте советов никому, кроме вашего партнера.